Как Абхазии обеспечить себя овощами?
Египетская картошка, израильская морковь, китайский чеснок, а зелень…зелень из Илора. Вот такое разнообразие сельхозпродукции царит сегодня на рынках Абхазии. За местные огурцы, помидоры и петрушку потребители готовы переплачивать, лишь бы иметь на столе своё, с витаминами из родной земли.
По идее, местный продукт должен быть дешевле: нет надбавки на транспортные расходы и таможню. На самом же деле абхазские овощи в таком дефиците, что стоят вдвое дороже своих заморских товарищей. И только с зеленью ситуация совсем другая. Укроп, петрушку кинзу, лук, и несколько видов салатов мы поставляем еще и за границу.
"На данном участке в селе Илор у нас 12 теплиц, семь культур: руккола, мизуна, петрушка, укроп, лук, шпинат. Из собранного урожая у нас 50% уходит на рынки Абхазии, остальное мы увозим в Сочи", - рассказал Алексей Покручин, генеральный директор ООО «Холдинг Апсны Инвест».
По календарю февраль - зимний месяц, но у нас, в Абхазии, это начало весны, а значит - полевых работ. Однако, благодаря мягкому климату в начале года не только закладывают будущий урожай, но и собирают новый. Около пяти тонн зелени в год собирается на этом участке. По два килограмма с квадратного метра теплицы.
От семечки, до взрослого, готового к употреблению растения укроп проделывает путь в 45 дней – это летом. Зимой это время увеличивается до трех месяцев. А все потому, что эту пряность в Абхазии выращивают в самодельных теплицах. Если бы она росла в теплицах высокотехнологичных, это время можно было бы сократить вдвое.
Но, как рассказывает Алексей Покручин, новые теплицы - дорогое удовольствие. Поэтому пока приходится довольствоваться самодельными конструкциями.
"Уже существуют теплицы отапливаемые, с подсветкой и вентиляцией. То есть если мы на данный момент с квадратного метра собираем два килограмма, если мы будем иметь теплицы современные с компьютерной диагностикой , то это будет до 5 килограммов", - комментирует Алексей Покручин.
Здесь уже опробовали и высококачественную плёнку для теплиц, и новейшую систему капельного орошения, на других полях очамчырского района также планируется опробовать новое оборудование. Например, этот голландский комбайн для посадки и сбора картофеля.
"Это комбайн, который убирает, сортирует, очищает 4,5- тонный бункер. Комбайн высыпает в транспорт продукт, уже готовый к отправке на рынок", - говорит Джемал Эшба, председатель ассоциации аграриев Абхазии.
Этот комбайн рассчитан на обработку 50 гектаров земли. Как рассказывает Джемал Эшба, его хватило бы для выхода на российский рынок, так нуждающийся сегодня в импортозамещении. Но, чтобы запустить машину нужны специалисты. Сейчас, по словам агронома, как раз проходит обучение персонала работе на комбайне.
В Очамчыре есть еще один голландский агрегат. Поливочная машина, которая тоже пока не используется. В Илор её привезли для возделывания земли, богатой песком, и поэтому, требующей постоянной поливки. Но финансирование проекта неожиданно прекратилось. Так и осталась дорогая техника в чистом поле. Ею не пользуются, но охраняют, потому что надеются, что сельское хозяйство в богатом водой и плодородной землей селе не умрет.
"В нашем селе уже 20 гектаров теплиц с овощами, огурцами и помидорами, уже накрытые, уже в работе. В нашем селе 10 тысяч корней яблонь, которые с 2013 года прекратили финансировать, и они находятся в плачевном состоянии. Весь мир, вся Европа, Запад. Они на 50 лет впереди нас идут. Мы пока еще работаем дедовским методом, то есть лопата, соха, коса", - сказал Зураб Соломко, глава администрации села Илор.
Те, кто сегодня имеют непосредственное отношение к земле, уверены, что без помощи государства наращивать сельскохозяйственную мощность не смогут даже вполне благополучные хозяйства. Но если фермеры будут получать субсидии, дотации и другого вида финансирование, то смогут местной продукцией заместить импорт не только на абхазском рынке, но и на российском.