Батал Кобахия в школе № 10 им. Н.Лакоба
Корр: Батал Кобахия – организатор медико-санитарного батальона, в котором служили преимущественно женщины. Так распорядилась судьба или случай - ведь до этого Батал Кобахия не имел никакого отношения к медицине. В тот период он увлеченно занимался исследованием древнего Себастополиса и буквально 13 августа 1992 года в разговоре с другом заявил, что никогда не пойдет на войну. Ученый- археолог не переносил даже вида крови. Тем не менее, уже на следующий день он впервые перевязал раненого. СНХ: Батал Кобахия, начальник медицинской службы ВС Абхазии (1992-1993гг.)
«Если я видел, что кому-то делали укол, я терял сознание. При виде крови мне становилось плохо, я физически не переносил боль, физически не переносил, когда кого-то колют… Судьба распорядилась, что рядом оказался раненый - мне пришлось его перевязать…»
Корр: Медицинская бригада формировалась постепенно и исключительно из тех, кто выразил желание служить в медсанбате. Была определенная структура - госпиталь в Гудауте, полевой госпиталь и бригада медиков, которая непосредственно находилась на позициях рядом с бойцами. Поначалу в бригаде вообще не было врачей. Не хватало перевязочного материала, лекарственных препаратов, не говоря об инструментах и оборудовании. Батал Кобахия вспоминает, что был счастлив, когда в медсанбате появилась медсестра из Очамчыры - Щазина Джопуа. Постепенно приходили и остальные.
СНХ: Батал Кобахия, начальник медицинской службы ВС Абхазии (1992-1993гг.)
«Была девушка Лиля Вазганава, которая пришла в мартовское наступление утром, к обеду ее не стало. Она погибла. Она награждена орденом Леона, потому что она вытаскивала раненых, переходя Гумисту…»
Корр: Начальнику медицинской службы пришлось научиться делать перевязки, ставить капельницы и уколы и даже проводить несложные операции. Он назвал себя единственным Героем Абхазии, который во время войны не брал в руки оружия, но постоянно был на передовой вместе со своими подопечными. Из 200 человек в медсанбате лишь 80 были мужчины. Батал Кобахия не верит, что у войны не женское лицо. 24 девушки из всего медсанбата не вернулись из боя, еще 12 скончались позже от последствий ранений.
СНХ: Батал Кобахия, начальник медицинской службы ВС Абхазии (1992-1993гг.)
«Моя война- это женщины, женщины и война. Почему? Потому, что батальон, который мы формировали и у истоков которого я находился, был женским. Его так и называли – женским батальоном…»
Корр: Иллюстрацией к беседе послужили фронтовые фотографии - их герои запечатлены молодыми и полными надежд. Такими они и останутся навсегда в памяти друзей и благодарных потомков.Репортаж Беллы Кварчия.